Самаркандский

период

1983-1986 годы (Дума о Вечности. 1985)

Самаркандский период

Картина Евгения Березикова Дума о Вечности, 1985
Дума о Вечности. 1985
Холст, акрил. 60х80
Это моя самая главная картина, явленная мне в городе Самарканде 23 августа 1984 года. Днём в воскресенье я приехал с работы домой приблизительно в 16:00 и прилёг отдохнуть на диване в гостиной. И вдруг меня поднимает на ноги неведомая сила, а затем возносит под самый потолок, а там уже звёздное небо. В это же время через окно комнаты светит огромное огненное Солнце и Ангел Небес говорит: «Ты будешь принимать Конец Света». Я испугался и плюхнулся вновь на диван. Поднявшись, я на одном дыхании написал эскиз картины «Дума о Вечности». А затем через некоторое время расписал её красками. Мне не хотелось, чтобы наш земной мир постигла гибель. Я об этом событии оповестил человечество в книге «Этюды о познанном», которая вышла в Москве в 1991 году стотысячным тиражом и разошлась по всему миру. А символика принятия «Конца Света» ко мне пришла 21 июня 2020 года, но картина «Дума о Вечности» работает пока исправно.
Особый этап в жизни и творчестве Евгения Березикова

Рассуждения автора


Самарканд — это особый планетарный регион как в истории, так и в жизни многих народов разных стран мира.
Это особый этап в моей творческой жизни. Разумеется, после того, как ЦК Республики Узбекистан направил меня в 1983 году руководить Самаркандской областью, я, в первую очередь, весь был погружен в административные и хозяйственные дела этого региона с многомиллионным населением. Первые полгода я не мог позволить себе ни о чём думать, кроме решения должностных задач. В XIV-XV веках здесь, в Самарканде, была столица империи Тамерлана и многие десятилетия находился центр политической жизни, от которого зависела судьба десятков государств мира того средневекового периода.
Но у Космоса, как мы видим, были свои планы. Об этом лучшее доказательство картина, которую я увидел на Тонком Плане в последние дни пребывания в Шахрисабзcе. Вот эта картина. Она называется «Благословение. Ключи от крепости».
читать продолжение

Но прошли годы, ушли обстоятельства, характеризующие тот политический мировой уклад, а вот зона фантомов, сотворённая битвами и колоссальной миграцией людских сообществ, существовавших в те времена, осталась незыблемой. И эти энергофантомы давали о себе знать и реализовались в социуме современных жителей бывшей могущественной империи азиатских народов.

И вот когда я переехал в эти края, а это произошло далеко не в соответствии с моей волей… Просто Тонкий План, переведя меня из управления городом Шахрисабзсом, являвшимся ещё и родиной Тамерлана, в столицу его империи, тем самым исполнил далеко идущие планы Космоса по программе Преображения и Вознесения планеты Земля. Я об этом не сразу догадался, но всё же чувствовал, что мой переход в управление жизнедеятельностью Самаркандской области есть часть какой-то глубиной программы Небес.

Ведь это было невероятно, что русский молодой человек вступает в управление национальной областью Узбекистана (правда, к тому времени я уже более 30 лет прожил в Средней Азии и хорошо знал не только казахский и узбекский языки, но и обычаи, и обряды местного населения).

И тем не менее, переход на работу из маленького города в крупнейшую область Узбекистана — это была большая неожиданность, причём не только для меня, но и для большинства чиновников, в окружении которых я ранее работал. Фактически для меня это был большой карьерный рост.

Но у Космоса, как мы видим, были свои планы. Об этом лучшее доказательство картина, которую я увидел на Тонком Плане в последние дни пребывания в Шахрисабзcе. Вот эта картина. Она называется «Благословение. Ключи от крепости».
Картина Евгения Березикова Благословение. Ключи от крепости. 1983

Благословение. Ключи от крепости. 1983

Картон, акрил. 80х100

Картина по сюжету незамысловатая, но она предметно указывает на мой переход в Самарканд. Во-первых, это стилизованное строение под один из дворцов эпохи Тимура, стоящих ныне на площади Регистан в Самарканде, во-вторых, по сторонам входа в Святилище стоят два Иерарха Космоса с текстами своих деклараций, один благословляет крестом, другой держит ключ от дворца. И ещё, что знаменательно для меня, так это то, что справа, на шесте, восседает Хранитель, а слева птица мудрости Симург.
Что же касается всего периода моего пребывания в Самарканде с 1983 по 1986 годы, то я там за годы пребывания получил по видениям из Космоса значительное количество картин и сюжетов по разным направлениям как духовного развития людей, так и далекоидущих планов Космоса для планеты Земля и человечества. Вот эти картины я и представляю на страницах альбома, относящихся к Самаркандскому периоду.
Репродукции картин

Самаркандский период

Таковыми были мои ощущения, когда Космос впервые поднял меня над Землёй. И страх, и любопытство, и неизвестность…
Картина Евгения Березикова Взобрался. 1984

Взобрался. 1984

Картон, гуашь. 50х70

Картина Евгения Березикова Руки Пророка. 1984

Руки Пророка. 1984

Картон, акрил. 50х70

Когда человеки взбираются по лестнице небес к Богу, то некоторым из них фантом Земли (Иерарх Космоса) говорит: «Ты ещё маленький, недостоин и грешен» и снимает его с Вознесённого пути. Эта картина «Лестница, поднимающаяся к Богу» после того, как она была написана, в течение многих лет стояла в коридоре при входе в мою квартиру и всегда напоминала мне и каждому входящему о долге Провидения. Вдумайтесь!
Картина Евгения Березикова Лестница, поднимающаяся к Богу. 1984

Лестница, поднимающаяся к Богу. 1984

Картон, акрил. 75х100

Картина Евгения Березикова Разверзлись небеса. 1985

Разверзлись небеса. 1985

Картон, акрил. 70х100

Символика. Такое действие Небес происходит только при смене цивилизации на планете Земля.
А вот и пришло, по воле Бога, на планету Земля и новое поколение людей. Так будет всегда, пока существует мир Космоса и Природы.
Картина Евгения Березикова Адам и Ева в Раю. 1984

Адам и Ева в Раю. 1984

Картон, акварель. 20х40

Картина Евгения Березикова К Солнцу с памятью о Земле. 1986

К Солнцу с памятью о Земле. 1986

Картон, акрил. 35х50

Это будущее просветлённого Вознесённого человека. Не сомневайтесь!
А вы обратили внимание, что у путника рядом его друг собака и, самое главное, с правой стороны плазма Земли и Небес. Значит путь будет праведным. Так оно у меня и получилось. Получится и у вас!
Картина Евгения Березикова За семью горами. 1983

За семью горами. 1983

Картон, акрил. 50х70

Картина Евгения Березикова Банк памяти Вселенной. 1986

Банк памяти Вселенной. 1986

Холст, акрил. 50х70

На то он и Банк Вселенной, поэтому и летит одновременно в девяти направлениях. Обретите и вы эти направления.
Несмотря ни на моря, ни на океаны, ни на шторм, каждый умный, добрый, сноровистый человек с чистым сердцем и светлой душой всегда сможет удержать в равновесии две половины.
Картина Евгения Березикова Держащий две половины. 1985

Держащий две половины. 1985

Картон, акрил. 50х70

Картина Евгения Березикова Полдень. 1985

Полдень. 1985

Картон, акрил. 50х70

Полдень для нашей цивилизации был 40 лет тому назад. Теперь мы уже стоим на пороге Апокалипсиса и первый звонок от Бога современному человеку - коронавирус. Вразумейте!
Три коня, – это три периода жизни человечества: белый идёт не уверенно – это безрассудное средневековье; красный, бурный (мощный, стремительный) конь — это символ нашего сумасшедшего, сумасбродного, действующего без оглядки периода; и теперь нас неизбежно ждёт период чёрного коня, идущего с просевшей спиной к закату Солнца. Спаси и сохрани!
Картина Евгения Березикова Три коня. 1985

Три коня. 1985

Холст, акрил. 80х100

Картина Евгения Березикова Иисус Христос. Творящий покров. 1986

Иисус Христос. Творящий покров. 1986

Картон, акрил. 75х100

«Смертию смерть поправ» Христос творит всем просветлённым людям Покров Вознесения и Бессмертие. Аминь.
Это будущее Просветлённого Вознесённого человека. Не сомневайтесь!
Картина Евгения Березикова Новая ветвь. 1984

Новая ветвь. 1984

Картон, акрил. 50х70

Картина Евгения Березикова Молодые побеги. 1986

Молодые побеги. 1986

Картон, акрил. 50х70

В этом была моя радость видеть юного чистого человека, такого же чистого, и с любовью, и нежностью восходящего к жизни как молодые побеги в Природе.
Гении всех времён и народов никогда не канут в лету - в реку забвения. Они, вне зависимости от превратности судьбы, остаются на высоком берегу человеческой истории.
Картина Евгения Березикова Бюст. Только гению. 1985

Бюст. Только гению. 1985

Холст, акрил. 80х100

Картина Евгения Березикова Череп мудреца. 1985

Череп мудреца. 1985

Картон, акрил. 50х70

Проживая в Самарканде и пропуская через себя средневековую историю этого края, для современного мира я, в образе звездочёта, вывел симбиоз личностей Тамерлана – завоевателя 26 стран мира и его внука Улугбека, открывшего звёздное небо для научного сообщества того времени. Человек может всё, а звездочёт, к которому причисляют и меня, тем более.
Картина Евгения Березикова Звездочёт из Самарканда. 1983

Звездочёт из Самарканда. 1983

Картон, акрил. 50х70

Картина Евгения Березикова Похититель светил. 1985

Похититель светил. 1985

Картон, акрил. 80х100

Это такой современный американец Илон Маск, который хочет похитить Луну и Марс. Но ни одному похитителю светил: ни земному, ни космическому ещё не удалось остановить восхода и захода Солнца и вращения Луны как спутницы планеты Земля, потому что всё в Космосе сотворено Господом Богом, в том числе и сам человек.
Картина Евгения Березикова Белый лебедь. 1985

Белый лебедь. 1985

Картон, акрил. 50х70

Картина Евгения Березикова Бойцовый петух. 1985

Бойцовый петух. 1985

Картон, акрил. 80х100

Это мы с вами, рушащие Природу, но надеющиеся вечно собирать её плоды. Но так в Природе не бывает. На обрубленных ветвях плоды уже никогда не созреют.
Картина Евгения Березикова Собирающий последние плоды. 1985

Собирающий последние плоды. 1985

Картон, акрил. 80х100

Картина Евгения Березикова Взращивающая хлопок. 1984

Взращивающая хлопок. 1984

Картон, акрил. 50х70

Я 60 лет прожил в Узбекистане и видел, как нелёгок труд хлопкороба по выращиванию и сбору урожая. О чём и символика моего произведения.
Это символика гармонии Человека и Природы (может быть, мы этого не потеряем?!)
Картина Евгения Березикова Мальчик, играющий с волчатами. 1984

Мальчик, играющий с волчатами. 1984

Картон, акрил. 55х75

Картина Евгения Березикова Мальчик с собакой. Единое. 1985

Мальчик с собакой. Единое. 1985

Холст, акрил. 80х100

У мальчика было трудное детство, о чём свидетельствует ущербный палец (мизинец) на правой руке, а также один из цветочков, тот, что изображён тёмным цветом. Но рядом с мальчиком его верный страж
(собака), на которого он в надежде положил свою руку. А ещё по жизни этому мальчику покровительствует Солнце, которое так щедро светит ему…
Разумеется, в этом автопортрете нет абсолютного сходства, ведь я не профессиональный художник. Но мне удалось передать целеустремлённость характера и абсолютную вовлечённость этого человека в безграничные просторы и величественные законы большого Космоса.
Картина Евгения Березикова Автопортрет. Смотрящий в мир (к 50-летию). 1985

Автопортрет. Смотрящий в мир (к 50-летию). 1985

Картон, акрил. 50х70

Мудрец и его верные стражи. 1986

Мудрец и его верные стражи. 1986

Холст, акрил. 80х100

Ни одного мудреца Природа никогда не сдаёт. Ведь мудрец и Природа всегда единое целое.
Зрелая любовь она всегда глубинна, многогранна и вечна. Вглядитесь. В этом цветке как раз и отображена символика зрелой любви во всех её проявлениях.
Картина Евгения Березикова Цветок зрелой любви. 1983

Цветок зрелой любви. 1983

Картон, акрил. 50х70

Картина Евгения Березикова Цветы для любимой. 1983

Цветы для любимой. 1983

Картон, акрил. 60х80

Если ты кого-то любишь самозабвенно и бесповоротно, то всегда это сможешь успешно выразить в любом своём поступке. Только постарайся. Обязательно узрят.
Мало ли что тебе кто-то указывает. А ты думай сам! Ибо свой жизненный путь каждый человек должен выбирать только сам!
Картина Евгения Березикова Указующий перст. 1986

Указующий перст. 1986

Картон, акрил. 30х50

Картина Евгения Березикова Бегущие собаки. 1985

Бегущие собаки. 1985

Холст, акрил. 80х100

Чтобы достичь цели красная собака бежит большой круг, белая - средний, а вот чёрная собака бежит меньше и короче всех, поэтому она не такая загнанная. Выбирай дистанцию только сам, если сумеешь.
Бюст-то красный, а постамент чёрный. Эпоха. Разумейте.
Картина Евгения Березикова Красный бюст Андропова. 1985

Красный бюст Андропова. 1985

Холст, акрил. 60х80

Картина Евгения Березикова Терновый лес. Пройди. 1986

Терновый лес. Пройди. 1986

Картон, акрил. 80х100

Терновый лес. Пройди! Таков мой призыв, ибо я его уже прошёл.
Хотя она и дочь короля красоты, но внешне не пошла в отца. И несмотря на это, она занимает в обществе людей достойное место благодаря тому, что она имеет напористый характер и сильную волю к победе во всех своих делах. Она самодостаточна.
Картина Евгения Березикова Дочь короля красоты. 1985

Дочь короля красоты. 1985

Картон, акрил. 80х100

Картина Евгения Березикова Год барана. 1985

Год барана. 1985

Картон, акрил. 80х100

Вразумейте: «Кто зазывает? И зачем зазывает?!»
Картина Евгения Березикова Зазывает. 1984

Зазывает. 1984

Картон, акрил. 50х70

Картина Евгения Березикова Курица или яйцо?! 1986

Курица или яйцо?! 1986

Картон, графика. 80х100

На этот извечный вопрос нет ответа ни у одного человека в мире, кроме Иоанна Богослова: «Вначале было Слово, Слово было у Бога, а Слово было Бог». (от Иоанна, гл. I, стих 1.)
Птице-человеки (после ухода из жизни) дают возможность оставшимся в живых осмыслить праведность своего дальнейшего жизненного пути.
Картина Евгения Березикова Птице-человеки. Напоминают. 1984

Птице-человеки. Напоминают. 1984

Картон, акрил. 70х100

Картина Евгения Березикова Весы, гири Небес и содеянное. 1986

Весы, гири Небес и содеянное. 1986

Картон, акрил. 80х100

Вильям Шекспир: «Мы молимся, чтоб Бог нам не дал пасть... Там в подлинности голой лежат деяния наши без прикрас».
Знаний за всю историю человечества мудрецами заготовлено много, но не все пришедшие в мир люди испытывают жажду испить из родника знаний.
Картина Евгения Березикова Хранитель знаний. 1985

Хранитель знаний. 1985

Картон, акрил. 50х70

Картина Евгения Березикова Автопортрет на фоне Солнца. 1986

Автопортрет на фоне Солнца. 1986

Картон, акрил. 60х80

Огромное яркое Солнце, размещённое на картине, – это свидетельство того, что Космос и Природа покровительствуют этому человеку. А спелый плод в его руке – это не что иное, как успешно завершённый труд. Красочный платок-жабо на груди – это степень и уровень стремления к искусству. А вот оливковая ветвь – это яркий признак признания обществом заслуг изображаемого на портрете человека.
Картина Евгения Березикова Зажигающий огонь Преображения. 1985

Зажигающий огонь Преображения. 1985

Картон, акрил. 50х70

Картина Евгения Березикова Новому миру зелёный свет. 1986

Новому миру зелёный свет. 1986

Холст, акрил, 80х100

Огромное яркое Солнце, размещённое на картине, – это свидетельство того, что Космос и Природа покровительствуют этому человеку. А спелый плод в его руке – это не что иное, как успешно завершённый труд. Красочный платок-жабо на груди – это степень и уровень стремления к искусству. А вот оливковая ветвь – это яркий признак признания обществом заслуг изображаемого на портрете человека.
Картина Евгения Березикова Пальмовая ветвь мира. 1985

Пальмовая ветвь мира. 1985

Картон, акрил. 35х50

Картина Евгения Березикова Достигшие просветления. 1985

Достигшие просветления. 1985

Картон, акрил. 50х70

Огромное яркое Солнце, размещённое на картине, – это свидетельство того, что Космос и Только достигшие просветления зайдут на подиум Вознесения.
Каждый разумный человек сознательно выбирает свой жизненный путь. Он также выбирает свой духовный ориентир, а Космос выкрашивает этот путь в нужные энергетические тона.
Картина Евгения Березикова Красный камень. 1984

Красный камень. 1984

Картон, акрил. 50х70

Картина Евгения Березикова Вечность. 1985

Вечность. 1985

Картон, акрил. 110х70

Я не случайно разместил эту картину второй раз. Ибо она - главный критерий всего Божественного как на Земле, так и в Космосе, — это Бессмертие разумного дитя Бога, независимо от того, в каких мирах он живёт и будет проживать. Вечность и в пространстве, и во времени.
Это нам, людям, Господь Творец, при рождении каждого земного дитя, изначально уготовил своё душевное спокойствие. Вразумейте
Картина Евгения Березикова В мире всё спокойно. 1984

В мире всё спокойно. 1984

Картон, акрил. 50х70

Картина Евгения Березикова Трубящий. 1985

Трубящий. 1985

Холст, акрил. 80х100

Это Космос трубит как для одного человека о смене этапов в его судьбе, так и для всего человечества о Перемене Времён. Ибо люди это уже всё равно заработали сами, творя отвратное по отношению как друг другу, так и к живой Природе. А тем, кто в жизни был праведен, тем возвещается благостный путь.
Он бдит законы Земли и Космоса лишь в том случае, когда духом достигает просветления, а разумом Вселенского Информационного поля.
Картина Евгения Березикова Сидящий между двух миров. 1985

Сидящий между двух миров. 1985

Картон, акрил. 80х100

Картина Евгения Березикова Землю спасут лишь чистые духом. 1982

Землю спасут лишь чистые духом. 1982

Картон, акрил. 50х70

Картина Евгения Березикова Полёт в веках. 1985

Полёт в веках. 1985

Холст, акрил. 80х100

Картина Евгения Березикова Юноша, познавший любовь. 1985

Юноша, познавший любовь. 1985

Картон, акрил. 50х70

Картина Евгения Березикова Вуаль, покрывающая девичий лик. 1984

Вуаль, покрывающая девичий лик. 1984

Картон, смешанная техника. 50х70

Картина Евгения Березикова Страсти тайны любви. 1985

Страсти тайны любви. 1985

Картон, акрил. 50х70

Истинная натура этой курточки сокрыта под водой. И хотя петух (окружающий мир) клокочет, но Космос знает истинное положение окружающего мира. Именно поэтому Солнце светит на половину. Смотри дельнейший смысл этой картины-притчи на следующей странице в картине о Горбачёве - Генсеке КПСС.
Картина Евгения Березикова Сухопутная курочка под водой. 1984

Сухопутная курочка под водой. 1984

Картон, акрил. 50х70

Картина Евгения Березикова Ослик у озера. 1986

Ослик у озера. 1986

Картон, акрил. 36х48

В образе Михаила Горбачёва сошлось всё: и людское, и Космическое. Суетность, мелочность, мелкотравчатость, карьеризм и возможность, предоставленная ему политической системой при помощи подхалимажа беспрепятственно проскочить на самый верх к управлению огромным государством - СССР. Но дело в том, что в Космосе тоже созрели все Планетарные обстоятельства к этапу Перемены Времён для всего человечества. И для этого нужно было перевести Советский Союз из тоталитарного государства в категорию Святой Руси.

И инструментом развала могущественного СССР стал именно Михаил Горбачёв. Он сдал Советское государство Западу с потрохами и сделал это незаметно и шустро, посадив народы страны на оселок Перестройки. В одночасье на карте мира не стало Советского Союза, а появилась независимая Россия, которая, сбросив иго безбожия
(построила за 30 лет 22 000 христианских и 12 000 мусульманских, иудаистских и индуистских храмов), стала Вселенской молитвенницей и спасительницей народов и государств от агрессивных поработителей мира. Отсюда, по воле Космоса, с самого рождения Михаила Горбачёва, на его челе уже была обозначена Планетарная печать, и поэтому он с лёгкостью развалил СССР. Вот вам история о фатальной неизбежности его личности. А почему я так уверенно и со знанием дела говорю о Михаиле Горбачёве? Да потому что, я, будучи в 80 годы XX столетия руководителем Обкома КПСС Самаркандской области Узбекистана, неоднократно встречался с Генеральным секретарём КПСС и с другими руководителями Советского Союза, и с главами государств из-за рубежа. И всё, что происходило в верхах власти в СССР, я знаю не понаслышке, а на собственном опыте, так как я пребывал на руководящих постах в Комсомоле и в партийной номенклатуре с 1965 по 1985 годы
Картина Евгения Березикова Горбачёв. Фатальная неизбежность. 1987

Горбачёв. Фатальная неизбежность. 1987

Холст, акрил. 50х70

Березиков Е.Е. и Лигачев Е.К. в Самарканде
Самарканд. Второго секретаря ЦК КПСС Егора Кузьмича Лигачёва во время посещения им мавзолея Тамерлана сопровождает Второй секретарь Самаркандского Обкома КПСС Березиков Евгений Ефимович (стоит слева за Е.К. Лигачёвым). Июнь 1984 г.
Самарканд. Правительственную делегацию Болгарии во главе с Председателем Совета Министров Гришей Филипповым и его супругой встречает второй секретарь Обкома КПСС Березиков Евгений Ефимович с супругой Нинеллой Казимировной. Февраль 1984 г.
(Березиков Е.Е. стоит пятым слева).
Самарканд
Анатолий Карпов и Евгений Березиков в Самарканде
Самарканд. Встреча Евгения Березикова в официальной резиденции с международным гроссмейстером Валерием Саловым и Чемпионом мира по шахматам Анатолием Карповым. 1985 г.
Самарканд. Прибывшую на гастроли Народную артистку СССР Людмилу Зыкину встречает руководитель Самаркандской области Евгений Березиков. Декабрь 1984.
Людмила Зыкина и Евгений Березиков. Самарканд
Заканчивая повествование и рассказ о написании картин в Самаркандский период, я этот раздел хочу закончить размышлением о том, какую роль в моей дальнейшей творческой судьбе заняла моя эпохальная картина «Дума о Вечности», как раз написанная в Самарканде в 1984 году. Как я об этом выше писал, картина «Дума о Вечности» была явлена мне Космосом в тот момент, когда Проведение сообщило о том, что я, однажды, должен буду принимать Конец Света.

Голограмма картины «Дума о Вечности» работала как рукотворный живописный коллайдер.

читать продолжение
В последующем картина «Дума о Вечности» всегда вызывала большой интерес на всех выставках моих картин, которые я, в последующие годы, организовывал в СССР, а после его развала, в России и других странах мира. Голограмма картины «Дума о Вечности» работала как рукотворный живописный коллайдер (Забегу вперёд на несколько десятилетий. Так, в 2011 году, под эгидой Организации Объединённых Наций был издан судьбоносный документ по сохранению человечества на Земле объёмом в четыреста страниц, а на обложке этого эпохального документа была опубликована моя картина «Дума о Вечности». Разумеется, тысячи художников мечтали бы о том, чтобы их произведение оказалось на обложке такого важного документа ООН, который после выхода в свет был распространён для исполнения в 220 странах мира). Но, чтобы поддержать меня в тот трудный стрессовый период осмысления «о Конце Света», Тонкий План организовал для меня психологическую поддержку. Неожиданно (как всегда, в этих случаях) в Самаркандскую область приехал из Москвы корреспондент издаваемого от имени Советского Союза за рубежом журнала-дайджеста «Спутник», который регулярно, один раз в месяц, распространялся в 120 странах мира на 45 языках. Так вот, этот корреспондент, где-то по прошествии нескольких месяцев после моих космических переживаний, взял у меня интервью, и, буквально в марте того же 1986 года, в этом журнале на нескольких страницах была напечатана статья «Евгений Березиков - счастливый человек», не больше и не меньше. Да к тому же в подборке этого журнала было опубликовано семь цветных репродукций моих картин. Такого действа без Тонкого Плана содеять в социуме было невозможно. Проанализируйте всю прессу Советского Союза за прошедшие 70 лет, и вы больше не найдёте ни одного материала о руководителях большого ранга в любой области деятельности, о котором заявили бы на весь мир, что он «Счастливый человек». Но это невозможное, в моем случае, стало возможным потому, что я сам по себе и есть невозможное в возможном! Ибо это деяние Космоса...

Далее даю текст этого материала, опубликованного в журнале «Спутник» № 3 за 1986 год.
Статья в журнале «Спутник» № 3 за 1986 год.

Евгений Березиков - счастливый человек.

Картины Березикова просты и сложны одновременно. Художник не навязывает зрителю своего решения, он как бы приглашает его самого проникнуть в смысл изображённого.
«Впервые увидев картины Евгения Березикова, я была озадачена: в причудливых позах застыли фигурки людей, или не людей вовсе, а странных, печальных уродцев с отрешёнными лицами, загадочные звери и птицы в пёстром оперении, неведомые цветы и деревья... И только присмотревшись внимательнее, я начала понимать, что за видимой ирреальностью изображённого кроются отнюдь не фантастические образы и мысли. Что это картины-раздумья, картины-откровения человека со сложным мировосприятием, страстного и увлечённого.
Растолковывать смысл живописного произведения - всегда неблагодарное занятие: как говорится, умеющий видеть - да увидит. В этом нетрудно убедиться.
читать продолжение
С полотна чуть иронично смотрят на вас умные, усталые глаза «Наблюдающей». Что это - таинственное неземное существо или просто торопливое течение воды в реке, напоминающее о быстротечности самой жизни, а может, беспокойное движение мысли? Загадочный взгляд интригует, волнует воображение...
Картины Березикова просты и сложны одновременно. Художник не навязывает зрителю своего решения, он как бы приглашает его самого проникнуть в смысл изображённого. Своеобразной подсказкой служат подписи под картинами. Простые лаконичные названия - ключ, помогающий раскрыть авторский замысел, понять удивительные образы-символы. «Солнечный человек», «Испить чашу», «Дума о Вечности», «Прощание с природой», «Плод познания» ... Каждая картина — это откровенные «да» и «нет» художника, его «за» и «против». Любовь к человеку, ко всему сущему на земле и - бескомпромиссное неприятие пороков: алчности, жестокости, бездушия. Сам Березиков признается, что давно искал возможность выразить чувства, эмоции и идеи, будоражащие его сознание.
Специалисты сразу обратили внимание на его работы, расценив их как явление самобытное. «Ему удаётся изображать с помощью кисти такие явления и идеи, передать которые в живописи прежде казалось невозможным», - сказал о творчестве Березикова узбекский академик живописи - художник Рузи Чариев.
Евгений Березиков, русский по национальности, живёт в Узбекистане, в одном из самых живописных и экзотических городов - древнем Самарканде.
В Среднюю Азию он попал шестилетним ребёнком: в самом начале войны его семья была эвакуирована в Казахстан. В 42-м пришла похоронка на отца, погибшего в боях под Ленинградом.
В то тяжёлое для всех советских людей время дети рано взрослели - слишком недетскими были их заботы. Вчерашним мальчишкам приходилось думать о хлебе насущном. В девять-десять лет Женя Березиков уже помогал пастухам-казахам перегонять отары овец. Верхом на верблюде ему приходилось проделывать десятки, сотни километров от колхоза до пастбища. Так началась его рабочая биография.
... Прошли годы, отгремела война. Березиков переехал в Ташкент, столицу Узбекистана, и, отслужив в армии, пришёл на завод. Сначала работал кочегаром, потом машинистом экскаватора. Он был тогда очень молод, но энергичный, решительный характер, требовательность к себе и другим уже выделяли его как лидера. К его слову прислушивались даже старые, опытные рабочие.
Поэтому, когда на одном из собраний коммунистов предстояло избрать нового секретаря партийной организации завода, кандидатура Евгения Березикова ни у кого не вызвала сомнений.
А спустя ещё несколько лет, закончив в Москве Высшую партийную школу, Березиков становится профессиональным партийным работником.
Сегодня Евгений Березиков - человек известный в Республике Узбекистан. Последние годы он занимает руководящий пост в Самаркандском областном комитете партии. До этого был первым секретарём КПСС города Шахрисабз, родины Тамерлана.
Будучи от природы человеком непоседливым, он не засиживается подолгу в кабинете. В течение одного только дня Березикова можно встретить и среди рабочих на заводе, и в правлении колхоза, и на хлопковом поле. Ему до всего есть дело и на всё хватает времени. Как у него это получается, - для меня загадка. Зная лишь приблизительно ежедневный объём его работы, можно только поражаться неистощимой энергии и выдержке этого человека.

  • Что Вы считаете для себя главным в своей работе? - спрашиваю я у Евгения Ефимовича.
  • Дела, которыми мне приходится заниматься изо дня в день, никак нельзя поделить на главные и второстепенные. Всё важно и ничто не терпит отлагательства.
Но, пожалуй, самая горячая пора у нас - уборочная. Известно, что наша республика - основной поставщик хлопка. Значение этого сырья для экономики страны огромно. Поэтому и для партийных органов, уборка и сдача государству хлопка - дело особой важности.

Но и других забот хватает: и производственных, и чисто житейских. Думаю, главное, что привлекает Березикова в его сверхнапряжённой работе, — это постоянное общение, частые встречи с людьми самых различных возрастов, профессий и званий. В любой аудитории он чувствует себя уверенно, беседует непринуждённо, быстро находит контакт. Даже в те редкие дни, которые он целиком проводит за своим рабочим столом, он там редко бывает один.

Есть очень, на мой взгляд, ёмкое слово - причастность. Именно оно как нельзя более точно характеризует этого человека. Причастность ко всему, что происходит вокруг, неравнодушие к чужому горю и чужой радости - качество вообще ценное. Для партийного руководителя, человека, от решений которого зависят судьбы других людей, - просто незаменимое. Я поняла это, когда ближе познакомилась с Березиковым. Я поняла, почему для него нет и не может быть второстепенных забот.

  • Евгений Ефимович, но бывают же у Вас свободные часы, время для себя?
  • Безусловно, - улыбается Березиков. - Мало, конечно, но бывают. Вот, видите, даже картины начал писать. А роман за три отпуска осилил.
Я не удивляюсь, я уже знаю, что речь идёт о романе «Красная Бухара», изданном в Ташкенте три года назад.

К тому времени Березиков уже был известен как публицист, автор серьёзных проблемных очерков и статей, посвящённых истории и развитию национальной культуры, вопросам сохранности архитектурных и бытовых памятников. Благодаря этим публикациям широкая читательская аудитория в самой республике и далеко за её пределами познакомилась с самобытным искусством узбекских народных мастеров, древними обычаями, обрядами и легендами. Один из очерков этой серии - «Три особенности Чияльбазара» - читатели «Спутника» могли встретить на страницах нашего журнала.

По инициативе Березикова в Самарканде организован Общественный совет по градостроительству. В его составе не только профессиональные архитекторы, но и народные зодчие, давно прославившиеся среди местных жителей своей талантливой работой.

Изысканный восточный колорит Самарканда обязывает строителей и проектировщиков бережно сохранять облик древнего города. По рекомендациям Совета многие современные здания дополняются традиционными элементами национальной архитектуры, реставрируются уникальные старинные постройки.

Недавно Евгений Березиков отметил свой пятидесятилетний юбилей. Конечно, это не возраст, когда подводят итоги. И все же...

  • Евгений Ефимович, вас нельзя назвать баловнем судьбы. Все, чего Вы добились в жизни, само в руки не падало. Скажите, Вы считаете себя счастливым человеком?
  • Я как-то не задумывался над этим. Помните, в одном фильме герой говорит: счастье — это когда тебя понимают. Немного наивно звучит, но, в сущности, верно. В моей работе, работе с людьми, — это основа всего. Когда я пишу статью в журнал о том, что надо беречь свою культуру, я рассчитываю на понимание. Да и картины появились не случайно. Я почувствовал, что могу в этой лаконичной форме сказать иногда даже больше, чем в пространной статье или очерке. И если они кого-то затронули, взволновали, я действительно ощущаю себя счастливым человеком».



После этой публикации и репродукций моих картин в журнале
«Спутник» художники и писатели Самарканда стали просить меня организовать персональную выставку живописи и графики. И я такую выставку провёл в Самарканде в июле 1985 года, выставив 52 наиболее значимые работы. Мои картины сразу же вызвали большой интерес и бурное обсуждение.

Чтобы посмотреть эти космические картины, как их нарекла пресса, на выставку в Самарканд специально приехала большая группа художников из Ташкента.

читать продолжение
Её возглавил председатель Союза художников Узбекистана Бахадыр Джалалов. Он был настолько восхищён моими работами, что даже попросил одну из картин «Черные яблоки» (эта картина была плодом размышления в борьбе за сохранение Природы) для того, чтобы выставить в своей мастерской и экспонировать студентам Института культуры. Я, конечно, удовлетворил его просьбу, ведь только так голограмма картины могла работать в среде людей.

Эту же выставку картин, но уже организованную в Ташкенте в марте 1987 года, посетил гость из Индии - Президент Академии искусств «Урду» Гопи Чанг Наранг и был буквально потрясён увиденным. В книге отзывов он оставил следующую запись: «Выше всех ожиданий!!! Это непостижимо!!! Печать единственности». И по итогам нашей встречи доктор Гопи Чанг Наранг предложил мне провести выставку своих картин в Индии. Естественно, это был новый этап в моем живописном творчестве.

Очень оригинально о моих картинах высказался чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов. Он, будучи в Самарканде в 1985 году, посетил выставку картин и пожелал встретиться со мной, а по итогам подарил мне свою книгу «О шахматном мастерстве», где оставил такую надпись: «Искренне поражён многогранностью таланта Евгения Березикова». Давая такую оценку удивившим его своей космической философией картинам, Анатолий Карпов присовокупил и мнение о моих песнях, которые он слышал в самолёте, пролетая из Москвы в Ташкент, а затем из Ташкента в Самарканд. В то время на борту самолётов Узбекской авиалинии, чтобы поддержать национальный колорит южной республики, постоянно крутили мои песни: «Шахрисабз», «Золотые купола Самарканда» и «Музыкальная чайхана». И Анатолий Карпов при встрече мне сказал: «Евгений Ефимович, я не однажды слышал по радио в Москве песню «Шахрисабз» и думал, что это народная песня о мифическом городе на Востоке. Но вот когда на выставке Ваших картин узнал, что вы не только руководитель области, художник, да ещё и автор таких уникальных песен, то у меня больше нет других слов, и я написал: «Искренне поражён многогранностью таланта...»».

В Самарканде в 1985 году только начался путь моих картин к людям. Далее были выставки голографических полотен, написанных мной по видениям из Космоса, в Ташкенте в 1987 году, в Москве в 2008 году, в Дели - Индия, в городах России: Екатеринбурге, Тюмени, Томске, Северске и в Уфе. И везде люди, чувствуя необычную энергетику картин из Космоса, буквально тысячами шли на выставку живописи Березикова.


Картина Евгения Березикова Цветы XXI веку. 1985 - 2001
Цветы XXI веку. 1985 - 2001
Картон, акрил. 50х70
«Цветы XXI веку» — это одна из моих последних живописных работ, написанных в Самарканде. Она посвящена прекрасному в природе - цветам. Эти цветы — это чудо в красках, явленное в необычных формах окружающим миром человеку. Именно это я и хотел отобразить в картине. Ну вот, подбирая эту картину для публикации в альбоме, я вдруг обратил внимание, что мои цветы, посвящённые XXI веку, на картине изображены соцветием внутрь венка, а во вне - колючими ветвями. И получается так, что цветы на картине, написанной в XX веке, в 1985 году, были радужными, а в XXI веке вынуждены защищать себя от сообщества людей. А ведь в нашей, земной, жизни в этом новом веке так и получилось, и картина «Цветы XXI веку» своими колющими шипами есть ничто иное, как венок из шипов коронавируса.